«Ветер странствий», №5, 2011г. Беседы об АП

Пятый номер журнала «Ветер странствий»

Фестивальные встречи друзей

Вета НОЖКИНА
Знаменательным событием для Казахстана уже тринадцатый год подряд является международный фестиваль авторской песни «Астана». Собирая участников конкурса песни, слушателей и почётных гостей, этот фестиваль занимает прочные позиции лидера фестивалей республики. Какие тенденции в авторской песне Казахстана наметились фестивалем 2011 года – об этом и хотелось поговорить…

Для разговора я задумала пригласить на страницы нашего журнала свидетелей этого праздника.
Как известно, фестиваль – это праздник итогов, подведённых определённым периодом жизни. Поскольку фестиваль «Астана» проходит один раз в год, по традиции в последние выходные июля, значит, и итоги его отсчитываем от XII фестиваля.

Съехались сюда авторы, исполнители, слушатели со всего Казахстана и российских городов – Челябинска, Омска, Новосибирска, Москвы и даже из Петропавловска-Камчатского. Дипломы победителей увезли: Омск (лауреат – Максим Попов, трижды лауреат в номинациях, автор, исполнитель, композитор), Караганда (лауреат – ансамбль «Марианна»), Алматы (дипломант Юрий Хайленко – автор, дипломант Николай Хан – исполнитель, дипломант Ирина Лобода – исполнитель).

Полный забот руководитель фестиваля Максат Сарсенбеков, как всегда озадаченно, появлялся в нужные минуты в нужных местах. Сцена этого года была великолепна. Оформление, звук – всё на высоте. Суетилась художественный руководитель фестиваля Гульзада Жаркимбаева, это на ней была организация программ от городов и тематические концерты. Мы, алматинская команда «Острова песни», были заранее предупреждены о своём тематическом часе, и благодаря Гульзаде выступление наше состоялось вовремя, и мы смогли донести до слушателей почти всё задуманное – программу «Летопись «Острова песни» – авторы Алма-Аты 80-х».


Важно исполняли свои обязанности приглашённые члены жюри: Владимир Васильев (Харьков), Роман Ланкин (Томск), завсегдатаи фестиваля Андрей Козловский и Раиса Нур (Москва), талисман фестиваля Женис Искаков (Омск), почётный гость фестиваля Владимир Юн (Алматы) и воспитанник фестиваля «Астана» Эдуард Двухимённый (Алматы).
Как идёт подбор кандидатур членов жюри фестиваля, выработана ли оргкомитетом фестиваля единая политика для работы жюри, как оргкомитет фестиваля использует итоги работы жюри – в чём они могут пригодиться для АП KZ? Эти вопросы повисли в воздухе, так как в суете организаторам некогда было на них ответить.

Карагандинский ансамбль «Марианна» стал лауреатом фестиваля. Хотелось бы узнать, в чём причина успеха ансамбля, как вообще обстоят дела с авторской песней в Караганде, как клубу удаётся поддерживать традиции многоголосья, да и подробности жизни клубной не помешали бы, ведь существуют они ни много ни мало уже почти 30 лет, а ещё интересно, как сложилась судьба уехавших из Караганды бардов – Виктора Баранова, Владимира Шемшученко, Мереке Искакова, Владимира Марченко и др.
На фестивале мы перекинулись лишь парой фраз – не до поднятия серьёзных тем, некогда: один концерт сменяется другим – и так с утра до поздней ночи. Набросали устный план намерений с руководителем ансамбля Нурханом Жумабековым, с руководителем клуба «Марианна» Ольгой Пынка, с руководителем ещё одного карагандинского клуба Владимиром Вишняковым…

Ольга ПЫНКА (Зиборова), президент клуба «Марианна»:
– …Мне ближе определение «хранительница очага и традиций». История бардовской (авторской, самодеятельной, туристской – как её только ни называли) песни в Караганде (и области) насчитывает уже более полувека. В 50–60-х годах прошлого столетия творческая студенческо-туристско-альпинистская молодёжь стала объединяться, сочинять и петь свои песни и песни других авторов. В составе ансамбля, ставшего лауреатом в Рязани, были В. Баранов, Г. Айгистов и сестры Рыбаковы. Кроме них известными личностями были К. Агельменев, П. Ломакин, С. Сошников, В. Юн, В. Савин (Санчо), В. Марченко (Марчелло). Самым активным был, конечно (и остаётся! – хотя живёт уже много лет в Санкт-Петербурге. – Прим. авт.), Виктор Баранов – отец родной.
Как клуб «Марианна» появился благодаря Татьяне Митрофановой – методисту ДК, услышавшей о бардовском движении, поехавшей на соответствующий семинар в Москву, где ей и рассказали, что у вас-то в Караганде (о-го-го!) есть очень известная в этих кругах личность – Виктор Баранов.
По приезде домой Татьяна разыскала Витю, был брошен клич и… В 1984 году родился клуб, названный в честь самого большого угольного пласта, залегающего под Карагандой. Баранов сказал: «Угольный пласт «Марианна» есть, теперь будет и песенный!». Так все и случилось.
Меня в клуб позвал Баранов. С ним мы познакомились годом раньше на туристском слёте, где он был в жюри конкурсной программы, а я, соответственно, в качестве конкурсанта-исполнителя. Ну а после того как я проникновенно и с азартом, глядя прямо ему в глаза, спела «Ты – моё дыхание» А. Якушевой, нам ничего не осталось, как стать друзьями.
Друзьями, практически родственниками, стали многие из тех, кто приезжал тогда в ДК «Молодёжный» в Пришахтинске (это достаточно отдалённый район города – другой конец географии. И ведь ездили же!). К слову о родственниках: на мой взгляд, «Марианна» (в разные времена и в разных её составах) тем жива и сильна, что, несмотря на временные трудности и разногласия, старается держаться «семьёй», пе-ренося свои интересы из сферы творческой в житейскую. Семьи, рождённые в клубе (или с его помощью), уже вырастили детей, которые, в свою очередь, дружат между собой и поют НАШИ песни.
Ещё в нашем клубе есть такая тенденция (которая, с одной стороны, радует, а с другой – огорчает до невозможности) – это творческий рост наших друзей и… их последующий отъезд. Причины – самые разные, начиная от семейных обстоятельств и кончая… всякими «житейскими и творческими»: Виктор Баранов, Владимир Марченко, Катя и Михаил Гейер (Гершкович), Владимир Шемшученко, Леонид Мараков (светлая ему память), Виктор Поплавский, Николай Старченков, Дана Барменова, Лариса и Саша Ежковы, Гульзада Жаркимбаева, Сергей Аксенов, Евгений Сухотерин, Денис Цветков, Женис и Мереке Искаковы, Лена Максименко (Артемьева) и др. Эти отъезды – основная причина того, что у клуба были периоды спада активности и существования клуба как такового. Представляете, как пустел клуб? Но оставались люди, которые продолжали встречаться, петь, ездить по фестивалям и даже организовывать концерты.
Проходило время, и «Марианна» в очередной раз возрождалась, сохраняя своё имя и традиции бережного отношения к бардовской песне (у нас, к счастью, были в этом плане хорошие учителя, привившие вкус к хорошей песне) и, конечно же(!), нашу любовь к хоровому пению.
Ни для кого не секрет, что бардовская песня – это увлечение и образ жизни людей, имеющих профессии, далёкие от музыкальных и литературных. Мы – любители и ценители, а профессиональные музыканты (или имеющие хотя бы какое-то музыкальное образование) в нашем жанре – редкость.
Другое дело, что для некоторых это увлечение со временем становится профессией. Большая удача «Марианны» в том, что на нашем пути нам в разное время повстречались (казалось бы, случайно) два хормейстера: в самом начале «Марианны» Катя Гейер и буквально полгода назад – Нурия.
Это те люди, которые старались и стараются сегодня привить нам, у которых всё музыкальное образование испорчено бардовской песней (шучу), хоть какие-то азы и навыки хорового пения, чувствовать дыхание и локоть друг друга. А это, поверьте, остаётся на долгие годы.
На сегодняшний день мы «доросли» до звания «Народный коллектив», хотя еще работать и работать… Очень хочется иметь своё помещение, а не простоместо для репетиций, хочется работать с молодёжью – делиться тем, чем сами богаты, – нашими песнями.
А по поводу того, что бардовская песня меняется или уходит в прошлое… Долго вести речи об этом или о том, как же всё-таки следует правильно называть жанр, как-то не в наших правилах. Уж так сложилось. Вот что по этому поводу сказал А. Козловский: «Все остальные только теории двигают, спорят, истину рожают, а «Марианна» поёт. Ей все эти споры по фигу. Грубовато, но по сути верно. Ну а если по существу вопроса, то:
– даже мир не стоит на месте – это раз.
– каждый внутри жанра может найти то, что ему ближе, – это два.
– если у молодёжи не будет достойных примеров и учителей (как у нас в своё время и как Тагир Айтбагинов в Астане сейчас), откуда молодёжь сможет понять, что такое настоящая хорошая «бардовская песня», – это три.
– нужно давать больше информации и (главное!) стараться проводить больше концертов, встреч, идти в школы, в вузы – это четыре.
…Ольга предложила очень много интересного материала, которого хватило бы на ещё одну статью. Отдельная история – забавные рассказы клубовцев… Все материалы в полном объёме мы выложим на нашем сайте проекта «Остров песни» www. akbard.kz. Но всё это стало свидетельством того, что победа на фестивале в Астане была для клуба не случайной, а планомерным итогом работы коллектива, которым в настоящее время вдохновенно дирижирует Нурхан Жумабеков, говорящий о своём творчестве шутливо: «В народе Жума…
Страшно люблю Маму и Папу, Гульзаду Жаркимбаеву, Мереке Искакова, Дашку Баранову, о, Крутову люблю (!), девчонок наших люблю! Имею пристрастие к кумысу, курту и мясу… Обожаю солнце, воду и воздух (или наоборот?!) Имею палатку, рюкзак, плавки, лыжи беговые… В перспективе – коньки, горные лыжи и парашют!

P.S. Имею недостатки! Ну а если серьёзно – авторской песней «заболел» во взрослом возрасте благодаря общению и дружбе с Гульзадой Жаркимбаевой.
Автор. А на данном отрезке времени – динамо-моторчик и «толкатель» клуба «Марианна» в официально-документальных кругах. Клубу есть чем делиться – песнями. Пусть этот багаж даст им ещё немало успехов, в том числе на «больших» фестивалях! Накануне отъезда с фестиваля Владимир Вишняков скромно протянул мне сборник своих стихотворений, который я прочла с удовольствием, – нетри-виальные стихи, размеренные, и в них достаточно поэтической образности:

Улыбнись, прощаясь мысленно
С рыжегривою печальницей.
Оглянись – полётом быстрых ног
День серебряный кончается…
(«Улыбнись…»)

Мысли мои пахнут дождём,
Пасмурным небом и светлою прядью.
Я и погода – в октаву поём:
Дождь – за окном, я – над тетрадью…
(«Мысли мои…»)

– Владимир, ты уже не первый год являешься ведущим концертных программ фестиваля «Астана» и на твоих глазах происходит взросление фестиваля. Какие песенные тенденции ты можешь отметить?
Что, по твоему мнению, происходит с бардовской песней?


Владимир ВИШНЯКОВ, руководитель карагандинского клуба «Пятница»:
– Наш жанр всегда отличался особой интонацией и содержанием. Я имею в виду песни тех, кто стоял у истоков жанра. Окуджава – прежде всего поэт. Он сам признавался в том, что аккомпанемент лишь помогает ему доносить до слушателей содержание стихов. Думаю, что эта подача (песенная) значительно увеличивает аудиторию слушателей и поклонников бардовской песни. Важно отметить, что мелодии писались и на опубликованные стихи известных поэтов. Самым значимым из них в нашем жанре лично я считаю Юрия Левитанского. Не помню, кто из мэтров сказал: «Бардовская песня – это продолжение разговора». Когда мы («Пятница») представляем песню «Не поговорили» на стихи Левитанского, то выражаем надежду на возрождение утраченного искусства беседы. И вновь хочу здесь обратить внимание на интонацию и содержание. Прошедший в Астане фестиваль меня порадовал тем, что звучало много песен, которые уже стали классикой жанра. Ещё два-три года назад, представляя «Пятницу» на фестивале, организаторы говорили, что «в их репертуаре преобладает классическая бардовская песня». Года четыре назад на фестивале после основной программы были «тематические» костры: у одного костра – туристская песня, у другого – авторская, у нашего была классика. Так тогда решили организаторы. Интонация и содержание фестиваля меняются сейчас определённо. У меня ощущение, что все, кто выходит на сцену, одной из задач для себя считают повеселить публику, дать эдакого «драйвеца». В том числе – члены жюри. Четыре года назад драмати ческую песню «После дождичка» Окуджавы нам советовали давать полегче.


Более того, было сказано, что якобы и сам Окуджава относился к теме войны легче, «веселее»… В бардовскую песню пришли ритмы и интонации из рок-н-ролла, блюза, джаза. Наверное, это неизбежно. В то же время, я думаю, что тяга к классической форме у отдельной части аудитории сохранится, но доля этой публики в общей массе, наверное, уменьшится.
– Три первых места фестиваля получил Максим Попов. Как ты думаешь, почему так произошло, достойных больше не было?
– Насчёт трёх призов в одни руки, по меньшей мере, странно. Я слушал тех, кто вышел во второй тур и, думаю, что, например, в номинации «композиторы» были конкуренты сильнее лауреата. Моё мнение разделяют и другие «старожилы» фестиваля. Мне думается, причина не в том, что лучшего, чем трижды лауреат, в конкурсе не было. Но я не член жюри и не хозяин фестиваля.

– Расскажи подробнее о своём клубе «Пятница».
– Нам пятый год. Мы именуемся квартетом, так как на данный момент это «закрытый» по форме клуб бардовской песни. Так сложилось. Вначале я хотел и попробовал поднять упавшее знамя «Марианны», так как из прежних лидеров никого не осталось. Но в чужой монастырь со своим уставом – дело гиблое. Я чётко озвучил свою программу: регулярные (два раза в неделю) репетиции без опозданий, а перед концертами – три-четыре раза в неделю; планы: по репертуару, продвижению, концертам и т. д. В итоге нас осталось четверо из десяти человек, и это уже никакого отношения к «Марианне» не имело. Зато теперь оживилась «Марианна», нашлись новые лидеры, и я рад их успеху.
«Пятница» периодически выступает на корпоративных мероприятиях, юбилеях, в одном из клубов Караганды. На осень-зиму готовим сольный концерт в Караганде. Мы первые, кто перестал ходить с протянутой рукой и начал понемногу зарабатывать. Наши концерты всегда имеют должную «упаковку»: билеты и афиши в цвете, баннер, реклама в отдельных СМИ, сценический образ. У нас своя репетиционная база, звуковое оборудование, печатное оборудование, студия звукозаписи. Не так быстро, как хотелось бы, но работаем и над альбомом «Пятницы». Цель – выйти с творческим багажом «Пятницы» за пределы региона

и республики. Но это отдельная тема…

Фото Владимира НОЖКИНА , 
Евгения ЗИНИНА ,
фотохроника из архива Даны БАРМЕНОВО, Владимира Вишнякова