Фестивальное движение в Казахстане и Центральной Азии, часть 2

Вышел второй номер журнала «Ветер странствий». В этом номере, опубликована вторая статья Веты Ножкиной, посвященная развитию авторской песни в Казахстане и других Республиках Центральной Азии

«СЛУШАЙ И СКАЖИ МНЕ, ВЕРНО ЛЬ Я ПОЮ…»

Фестивальное  движение в Казахстане и Центральной Азии. Часть 2. (Ссылка на 1 часть)

Пожалуй, отправной точкой связи бардов с республиками Центральной Азии можно считать 1941 год, когда вместе с труппой театра города Грозного в Ташкент переезжает Александр Галич (Гинзбург).

Всего годом датируется его пребывание в Азии, и документальные источники, к сожалению, не многочисленны, чтобы судить о влиянии его духа вольнодумства. Но хочется верить, что в те далёкие годы он бросил семена в благодатную азиатскую почву для произрастания вольной мысли, которая будет искать выход в песнях авторов-бардов сегодняшнего дня.

Бурное проникновение свежей мысли в Азию произошло во времена сталинских решений – когда на территорию Казахстана был депортирован целый ряд народов СССР, в том числе в исправительно-трудовые лагеря, и позже, в 50-60-е годы, для освоения целинных земель — свежие умы ещё миллиона жителей Украины, Белоруссии и России. 

После фактического распада СССР в 1991 году культурное влияние России стало ослабевать, молодые азиатские  республики начали возводить самостоятельное здание культурной жизни. По данным переписи – за период с 1989 по 2008 год – численность русских, украинцев, немцев в Казахстане сократилась в два с половиной раза. Но парадоксально, что именно к этому периоду относится активное появление клубов авторской песни на территории независимых азиатских республик и, соответственно, зафиксирован количественный рост клубных фестивалей.

Первые фестивальные ласточки в Центральной Азии появились в Узбекистане. Благоприятствовала объединению «поющих-думающих» политическая обстановка содружеств советских республик. Комсомольские организации и общество «Знание» направляло авторов-исполнителей с лекциями-концертами — на хлопок, на сбор винограда, на заводы и предприятия, где основу культуры формировала интеллигенция  центральных городов России – Москвы, Ленинграда.

Один из активистов Степан Балакин так описывает зарождение движения «авторской (бардовской, самодеятельной) песни» в Ташкенте:

 — Первый ташкентский клуб самодеятельной песни — КСП «Апрель» был создан весной 1975 года небольшой группой энтузиастов. Тогда организаторы клуба провели несколько сольных выступлений питерского классика бардовской песни Юрия Кукина, приехавшего в Узбекистан на гастроли в составе эстрадного коллектива. А уже в конце апреля того же года во Дворце энергетиков состоялось собрание, поводом к которому стал концерт замечательного саратовского барда Владимира Ланцберга. Он поделился «рецептом» под названием «Как создать КСП». Строка из его песни «Слушай и скажи мне, верно ль я пою?» стала девизом первых фестивалей. За опытом проведения подобных фестивалей Игорь Бяльский и я ездили летом того же1975 года в Самару на Грушинский фестиваль, а осенью того же года мы побывали на Московском слёте КСП. В начале мая 1977 года в урочище Чимган был проведен 1-й Всесоюзный фестиваль самодеятельной песни «Чимган-77». В 80-х годах в Ташкенте возникло несколько КСП — «Встреча», «Старые драндулеты», «Орфей», «Лимузин», но все они просуществовали несколько лет, и только в 1993 году по нашей инициативе с Сергеем Рогожкиным при ДК «Железнодорожников» был создан наиболее массовый и стабильный клуб «Арча», который под руководством Темура Валитова успешно проводит свои еженедельные встречи и концерты в Ташкентском «Доме фотографий» по сей день.

            Появляются фестивали и в других городах Узбекистана – в Учкудуке,  Навои.

В 1984 году Ришат Гилязов организует фестиваль «Холодные ключи» в городе Заравшан, впоследствии ставший фестивалем памяти Юрия Визбора. С именем  Юрия Визбора связано немало событий, происшедших и в Казахстане. Например, в книге известного альпиниста Аркадия Мартыновского описывается первый приезд Визбора в Казахстан в 1959 году – в альпийский лагерь Кок-Бас-Тау (чуть выше Медео), где автор получил первые впечатления о парне с гитарой, чьё имя вскоре станет известным во всех уголках советского пространства.

А двадцать лет спустя Юрий Визбор благословит создание алматинского клуба поэзии, романса  и авторской песни «Тоника», который возглавит Феликс Портной, а далее продолжит его работу Анатолий Марынкин, известный в широких кругах своей, ставшей знаменитой песней «Талгарский перевал». Анатолий Марынкин так описывает в воспоминаниях моменты организации клуба:

 — Идея организации клуба и первая сходка состоялись 1 января 1979 года на квартире у Феликса Портного. В течение года Феликс занимался оформлением Устава клуба, на котором, в частности, была подпись Секретаря Союза писателей Казахстана  Олжаса Омаровича Сулейменова…Ежегодно, в феврале-марте проводился конкурс авторской песни «Весенний Эдельвейс»…, который стал стартовой площадкой для многих алматинских бардов – архитектора Ольги Качановой,  студентки пятого курса Казахского университета Инны Лозоватской, Андрея Курбатова – водителя троллейбуса, студента педагогического института Вадима Козлова, Леонида Неверова – начальника участка городской электросети (из интервью Анатолия Марынкина В.Халонену, 1985 год).

Следом за «Тоникой», в 1980 появляется клуб «Зелёная карета» в городе Усть-Каменогорске, в 1981 – «Фламинго» в Целинограде, 1984 – клуб «Марианна» в Караганде, 1985 – клуб «Орфей» в Темиртау…

Всесоюзный фестиваль «Алма-Ата-80», организованный горкомом комсомола Алма-Аты и новоиспеченным клубом «Тоника» проложил дорогу в Казахстан для исполнителей и любителей бардовской песни из самых дальних уголков Союза (в предыдущем номере «Ветра странствий» об этом рассказано подробно).

Вскоре после всесоюзного фестиваля клубом «Тоника» и его руководителем Феликсом Портным был организован абонемент, по которому «вставшие на крыло» российские барды – Юрий Визбор, Александр Городницкий, Вероника Долина, Евгений Клячкин, Виктор Берковский проехали с концертами по нескольким городам Казахстана.

Воодушевлённые новым дыханием песни, стали активно создаваться клубы и в других казахстанских городах, всё плотнее и плотнее заполняя карту КСП. На территории республики, в её центральной части, в городе Байконур, в среде офицеров и военнослужащих космодрома тоже объединились любители с целью «наполнения жизни песнями». Николай Глыбовский, собравший материал по истории создания байконурского клуба «Звёздный» описывает этот период так:

 — В начале марта 1987 года в городе появились рукописные объявления, предлагающие всем интересующимся самодеятельной песней, собраться в Доме офицеров и создать клуб. На первую встречу пришло человек двадцать, что приятно удивило ее организатора Сергея Андреева, бывшего в ту пору старшим лейтенантом, военнослужащим воинской части. Дальше был период, который наш «начальник штаба» Сергей Гараган позже назвал медовым месяцем клуба. Мы были очень разные…Но главным было внутреннее общение, мы наконец-то нашли единомышленников, с которыми могли поделиться и песнями, и мыслями, и которые понимали друг друга с полуслова. Наши заседания начинались с песенной «разминки», далее разучивались новые песни, строились планы на будущее (которые, как это ни странно, во многом удавалось реализовать)… Тогда же возникла и достаточно смелая мысль принять участие в одном из традиционных фестивалей КСП – «Чимган-87». Этот фестиваль проводился ташкентским КСП в майские праздники и относился к числу достаточно крупных региональных фестивалей…В следующем фестивале нашего региона – «Алма-Ата-87», проводившемся в конце мая, принимали участие, наверное, самые опытные и профессиональные члены нашего клуба, начавшие петь вместе еще задолго до приезда в Ленинск, во время учебы в Ленинградском политехе,- трио «Бе-Му-Му» (С.Беляков, Р. и О.Муромцевы). Результатом их участия стал диплом этого фестиваля…

Фестиваль «Алма-Ата – 87» стал знаковым не только для казахстанцев. Сюда съехались авторы-исполнители из самых разных уголков ещё Советского Союза. Здесь объединят свои усилия в проведении азиатской чайханы Насер Кульсариев и Владимир Юн, и они уже навсегда останутся с песней. До сего дня Владимир Юн проводит бардовские фестивали, и уже имеющий статус международного «Чимбулак» — несёт знамя песенных традиций и не уступает в плане организации российским форумам. Зимой же Владимир собирает поющую братию на снегом дышащий склон Чимбулака – на фестиваль «Сноубард», где соседствуют рядом заоблачно-снежный вид спорта и не менее заоблачные, но земные песни его друзей. 

Особое место в фестивальной истории уже двухтысячных годов заняли два проведённых (в 2001 и 2003 годах) фестиваля под брендом «Поющие горы», организованные Ольгой Качановой. Здесь были выдержаны традиции российских фестивалей – с большим количеством приглашённых мэтров, с серьёзностью конкурсных отборов и проведением концертов гостей на площадках города. Но, видимо, из-за обособленности политики организаторов «Поющие горы» не нашли продолжения в истории Казахстана.

Уже в течение больше, чем десятилетия самым крупным песенным форумом Казахстана является международный фестиваль авторской песни «Астана». Его руководитель Максат Сарсенбеков в июле 2010 года проведёт его уже в двенадцатый раз. За все эти годы в жюри фестиваля  побывали именитые барды России и зарубежья – Александр Городницкий, Александр Дольский, Владимир Туриянский, Вадим Егоров, Борис Бурда, Виктор Байрак, Алексей Иващенко, Вадим и Валерий Мищуки,  а почётные гости Раиса Нур и Андрей Козловский уже не раз удостаивались внимания Акимов Астаны, вручавших им памятные подарки. Лауреаты этого престижного фестиваля продолжают свой творческий путь, радуя новыми песнями и победами на престижных российских фестивалях – им.Валерия Грушина, «Петербургском аккорде», Ильменском фестивале, что говорит об уровне подготовки фестиваля «Астана».

В основе появления на свет первых фестивалей песни лежал туризм. Позже, из-за желания выполнить задачи поющих у костров людей – обменяться песнями, научиться новым гитарным приёмам — организаторы стали проводить исключительно поющие фестивали. Но некоторые фестивали и по сей день оставили за собой статус «туристских» — когда в течение дня проводятся туристские мероприятия, а вечер собирает поющих – и уже не только у костров, но и на комфортных, по-современному оборудованных сценах. Одним из таких фестивалей в Казахстане является «Лиловый ветер». Его организатор Александр Силин – энтузиаст своего дела, собирает уже около десяти лет поющий народ в майские праздники на степных широтах алматинской области — в местечке Тамгалы, на берегу реки Или. Немногочисленный, семейных по духу, этот небольшой фестиваль собирает старых друзей и открывает ворота песенному лету.

Особый разговор о детско-юношеских фестивалях Азии. Пока подобного рода фестивалей зафиксировано два, и оба в Казахстане: «Струнная капель» (Астана) и «Глория» (Петропавловск). Что можно передать детям – только достойное, только лучшее. А те, кого заботит будущее, — заслуживают и уважения, и особых привилегий. Гульзада Жаркимбаева до переезда в Астану уже сформировала свой взгляд на песенный мир, и, вооружённая педагогическими знаниями, вкладывает всё, что знает сама в детский мир авторской песни Казахстана. А Аида Туртаева из Петропавловска, подхватившая знамя своих педагогов Надежды и Юрия Ткаченко, воплощает своё желание делать добро на территории молодёжного фестиваля «Глория», где уже есть предпосылки для разграничения – это авторская песня, а это рок, шансон… и есть главное – желание творить доброе, и искать себя.

Есть ещё фестивали территории Азии, о которых следует говорить, чтобы объективно донести всю разномастность поющих – это фестивали «Горное эхо» и «Зимний аккорд», которые, как штаммы  появляются  в год два-три раза. Не всегда за вывеской «авторская песня» есть то, что должно быть. Цели организаторов фестивалей в Положении преследуют благие намерения, но что за этим скрывается, убедиться можно только побывав там. Что же кроется за формой проведения фестиваля в азиатских республиках сегодня, зачем, для чего — и в дождь, и в холод, и степную жару собирается поющий люд? Что происходит после того, как отгремели громкие объявления званий лауреатов и дипломантов? «Остров песни» проводит своё архивное расследование, и об этом расскажет читателям «Ветра странствий» в последующих номерах. Продолжение следует…