«Чтобы жить километрами». Статья В. Ножкиной, Журнал «Ветер странствий», №1-2010г.

Вышел первый в этом году номер журнала «Ветер странствий». В этом номере, опубликована статья-интервью Веты Ножкиной, посвященная развитию авторской песни в Казахстане и других Республиках Центральной Азии

ЧТОБЫ ЖИТЬ КИЛОМЕТРАМИ…

Фестивальное движение в Казахстане и Центральной Азии, часть1

Очевидцы проникновения авторской песни, как жанра, на территорию Центральной Азии сходятся в едином мнении – что это явление было естественным и необходимым для утверждения мыслящей интеллигенции. Ведь песня – это в первую очередь «слово», которое может облагородить и ранить, возвеличить и уничтожить. Авторская песня, в лучших своих традициях, утверждала  достоинство, мужество, человечность, верность, любовь, дружбу, — возвышая человека. О принципе единства песни и жизни теоретики авторской песни будут говорить позже, а на заре её проникновения на территорию азиатских республик, она учила слушать сказанное слово.

Один из очевидцев, Владимир ОГАЙ рассказывает:

 — В 1973 году, когда я учился в девятом классе, впервые услышал песни Высоцкого, и они, что называется, «запали». Многие песни нравились по кинофильмам, но только позже я узнал, что это песни барда Окуджавы — «Простите пехоте…», Визбора – из кинофильма «Июльский дождь». А уже «живое» исполнение «необычных» песен, с нужными словами,  — я услышал на концерте Слёта «Весенний эдельвейс», в середине 70-х,  в зале института инженеров железнодорожного транспорта. И это притянуло меня, как магнитом, и оставило до сегодняшнего дня в жанре авторской (бардовской) песни. На том концерте я услышал совсем молодых Вадима Козлова, Ольгу Качанову, Анатолия Марынкина… Сегодня поёт мой сын – Дмитрий. И хотя мы перебрались из Казахстана в Канаду, в страну, казалось бы, иной культуры, нас приятно удивило, что бардовское движение в достаточной мере присутствует и в Канаде, и на северо-американском континенте вообще. Но я понимаю, что основа сегодняшнего успеха моего сына – те далёкие семидесятые, Алма-Ата, и первые настоящие песни.

Справка: Огай Дмитрий – увлекается авторской песней с возраста десяти лет; автор песен на стихи Арсения Тарковского, Николая Рубцова, Бахыта Кенжеева, Светланы Назаровой и др. В городе Алматы являлся членом КСП «Тоника». В настоящее время — член клуба авторской песни «Перекресток» (г. Торонто). Участник фестивалей авторской песни «Поющие горы — 2001» (г. Алматы) — дипломант, «Астана — 2003» (г. Астана) — лауреат, «Оттава — 2005» (г. Оттава) — лауреат.

Ещё один очевидец зарождения фестивального движения,  гость Алматы, у которого мне посчастливилось взять интервью в январе этого года, архивист уральского региона России Валерий Чудиновских:

 — Для меня всё началось с того, что в году примерно семьдесят седьмом — семьдесят восьмом в Свердловске организовался клуб самодеятельной песни под руководством городского комитета комсомола. Клубы эти создавались по всей стране, но под контролем, чтобы люди не пели чего ни попадя. У людей была необходимость встречаться, обмениваться песнями, умениями владения гитарой, ведь гитарных школ тогда не было и большим подспорьем в этом информационном обмене были фестивали, куда съезжались люди ото всюду. В Куйбышеве (нынешняя Самара) уже с 1969 года начали проводиться фестивали, вначале они были туристского направления и позже они стали песенными, имени Валерия Грушина. С разницей в один год появился Ильменский фестиваль в Челябинске, существующий до сих пор. Вот на этом фестивале  в мае 1979 года мне довелось побывать. Туда съехалось несколько тысяч человек и надо заметить, что до сегодняшнего дня в структуре Ильменского фестиваля, в его форме проведения мало что изменилось, ну, разве что народу стало ещё больше – уже несколько десятков тысяч. Это было мне интересно, в новинку, и захотелось съездить куда-нибудь ещё. И уже в июле семьдесят девятого я приехал в Куйбышев на мой первый «грушинский». В то время был информационный голод, я знал десятка два песен Визбора по альбому, который «ходил по рукам» уже года три, но верилось, что у Юрия Иосифовича уже есть новые песни, а как их можно было услышать – только на фестивале. Тогда мода была – все ходили с кассетными магнитофонами, они были привязаны верёвочкой на пузе и с помощью длинной удочки, к концу которой крепили микрофон,  записывали происходящее на сцене. Тогда, в семьдесят девятом я записал кассет десять часовых…Был один случай – на третьем туре, когда определяли лауреатов, я расположился около сцены и вдруг почти прямо чуть мне не на голову ставят огромную скамейку, какие раньше были в спортзалах, и смотрю — вдоль этой скамеечки бочком-бочком  проходят и усаживаются Берковский, за ним Никитин, Дольский, Визбор, и они садятся прямо у меня за спиной. В течение всего времени выступлений я слушал их комментарии. Но надо сказать, они не сильно комментировали происходящее, а обменивались между собой своим творчеством. И я присутствовал при разговоре, когда Визбор Дольскому говорит: — Вот у тебя красивая фраза есть «из дальнего окна доносится рояль…», ты не обижайся, но я у тебя эту фразу возьму для своей песни, с чем Дольский согласился: — Ну, ладно, если получится – бери, не жалко… Зимой мне довелось съездить ещё на один фестиваль – в Минск, это был первый Всесоюзный фестиваль, председателем на котором был Визбор. А потом приходит известие, что грушинский фестиваль в восьмидесятом году не состоится, ходили слухи, что отменили его из-за олимпиады, но странно как-то – олимпиада-то в Москве, а фестиваль вон как далеко – в Самаре…Внятных объяснений не было, но факт, что большого Всесоюзного фестиваля не будет. И вдруг, опять же по комсомольским каналам, через клуб мы получаем сообщение, что в октябре восьмидесятого года фестиваль пройдёт в Алма-Ате, и вроде даже он будет по статусу всесоюзным. Приглашаются знаменитые барды и председателем жюри обещался быть Александр Городницкий.  Мы приехали дружной делегацией, нас встретили и из аэропорта сразу повезли на Медео, где недалеко от знаменитого катка, в ущелье, расположился палаточный лагерь. Здесь проходило прослушивание, а основные программы шли прямо на Медео, где на льду стояла сцена наподобие «грушинской» гитары, но меньше размерами, так, что наш свердловский ансамбль «Зеркало» еле умещался на ней. Члены жюри – Вероника Долина, Владимир Муравьёв, Михаил Львович, Григорий Гладков и Александр Городницкий – были очень представительны. Поющего народу было много. Запомнились: автор из Алматы – Наталья Приезжева, меня тогда поразил Александр Евстегнеев – исполнитель из Москвы, наши палатки оказались рядом, и я наслаждался, как он пел несколько часов напролёт почти все песни Визбора, и Городницкого , и Окуджаву, и Новеллу Матвееву.

Справка:  Приезжева Наталья – родилась в г.Энгельс Саратовской области в семье военного лётчика и врача. Сочинять стихи начала с десяти лет, песни – с тринадцати. В Алма-Ате Наталья Приезжева часто выступала в больших концертных залах совместно с такими мэтрами, как народные артисты СССР Роза Рымбаева, Ермек Серкибаев. Песни рождались на различных творческих встречах — например, с отрядом летчиков-испытателей на горнолыжной базе «Чимбулак» в Алма-Ате. Песня «Горный романс» (стихи Леонида Прицкера) была посвящена известной летчице Марине Попович. В Алма-Ате Наталья была гостем многих радио- и телепередач. В документальный фильм студии «Казах-фильм», посвященный воинам-интернационалистам, была включена ее песня на стихи Дмитрия Сухарева «Сверстнику». В настоящее время живёт в Москве.

— Запомнился харьковский ансамбль «Вариант», — продолжает рассказ Валерий Чудиновских, — и из Донецка автор Алексей Пугачёв, самая известная его песня с такими словами «…над землёю ночь лунявая, в небе звёзды понатырканы, приходи ко мне, кудрявый мой, покатай на мотоцикле…» потом ещё много лет была обязательным атрибутом «Чайханы» разных фестивалей, да и до сих пор её любят. Великолепно выступила вся наша свердловская команда – Михаил Неволин – наш автор, Лена Хохлова – председатель нашего клуба, ансамбль «Зеркало», я выступал, как исполнитель. Из Нижнего Тагила были наши друзья – Михаил Сипер и Василий Мешавкин. Ну, и конечно, «зацепили» своими песнями москвичи – Борис и Михаил Кинеры, тогда ещё певшие дуэтом…Да, практически это была замена грушинскому фестивалю, и молодец Феликс Портной, что так отважно решился провести этот фестиваль в Алма-Ате. Немного позже, в 1982 году, я поехал на Чимганский фестиваль, который мне расхвалили друзья. Но, сойдя с трапа самолёта, с огромным рюкзаком за плечами и обвешанный несколькими фотоаппаратами, я был в растерянности, узнав, что фестиваль отменён из-за эпидемии пращура…Но отважные всё равно поехали на место проведения фестиваля, где наблюдалась очень тёплая дружеская атмосфера, и импровизированные концерты всё-таки состоялись…(более подробно интервью с Валерием Чудиновских вы сможете послушать в записи на сайте www.akbard.kz).  

продолжение следует…