Человеку важно знать немало, потому дорога и трудна…(Часть 1)

 Вышел в свет пятый номере журнала «Ветер странствий» Предлагаем вашему вниманию статью этого номера.





Вета НОЖКИНА



Человеку важно знать немало, потому дорога и трудна…



О традициях в бардовской песне



Традиции (по словарю С. И. Ожегова) – то, что перешло от одного поколения к другому (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Традиции нельзя назвать законопорядком, но именно они формируют взгляды, идеи, вкусы и образ действий будущих поколений. Традиции формируются людьми, точнее сообществами людей. И чем дольше живёт сообщество и приносит весомые плоды своей деятельности, тем прочнее в нём традиции. Традиции могут закладываться, но не поддерживаться последователями, и тогда они не переходят в понятие «традиции». Только проверка временем может установить, что получило продолжение, а что безвозвратно кануло в прошлое.
4 сентября на алматинском фестивале «Звёздное небо» состоялся мастер-класс по теме «О традициях в бардовской песне». При подготовке материалов к мастер-классу мне хотелось не упустить самое главное – не разочаровать участников в том, что многие заблуждаются, подменяя «бардовскую песню» иными понятиями. А разобраться в этом помогли сформировавшиеся традиции, которые ведут своё начало с 40–60-х годов XX столетия, истоки которых представлены Московской и Ленинградской школами авторской песни, а также разрозненными авторами других регионов, родившихся в 20–40-х и повлиявших на становление этого нелёгкого жанра – бардовская песня.


Ленинградская школа

Михаил Анчаров, Борис Алмазов, Юрий Борисов, Александр Бычков, Кирилл Васильев, Татьяна Виноградова, Валентин Глазанов, Юрий Кукин, Валентин Вихорев, Александр Генкин, Борис Полоскин, Александр Городницкий, Евгений Бачурин (на фото вверху, в центре), Евгений Клячкин, Александр Дольский, Альфред Тальковский…

Московская школа

Александр Галич, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Юлий Ким, Новелла Матвеева, Светлана Богдасарова, Ада Якушева, Виктор Берковский, Виктор

Красновский, Георгий Аделунг, Борис Вахнюк, Дмитрий Сухарев, Владимир Борисов, Александр Васин, Александр Дулов, Вадим Егоров, Владимир Туриянский, Роза Чинборисова, Ген Шангин-Березовский, Борис Щеглов, Виктор Луферов, Сергей Никитин, Сергей Стёркин…

Разрозненные авторы из других регионов бывшего СССР, рождённые в 20–40-х годах прошлого века:

Георгий Лепский (Барнаул), Николай Моренец (Харьковская область), Валерий Боков (Феодосия), Борис Вайханский (Минск), Геннадий Васильев (Челябинск), Григорий Дикштейн (Харьков), Анатолий Загот (Таганрог), Зарифьян Анэс (Фрунзе), Лев Зонов (Воркута), Арик Крпп (Даугавпилс), Владимир Ланцберг (Саратов), Владимир Муравьёв (Казань), Вячеслав Лысенко (Воронеж), Валерий Миляев (Куйбышев), Юрий Навалихин (Пермская область), Валерий Олеников (Фрунзе), Морис Синельников (фото на стр. 93, справа) (Кинешма), Юрий Хохликов (Орджоникидзе), Христофоров Геннадий (с. Юрловка Тамбовской области), Чернов Владимир (Елань), Виктор Шабанов (Кировобад)…
Самодеятельными эти авторы назывались потому, что клубы, образующиеся в социалистической системе, не могли нести профессиональную направленность, несмотря на то что многие авторы имели профессиональное музыкальное, филологическое или театральное образование. Но благодаря той же социалистической системе, контролирующей деятельность КСП, до нашего времени дошли многие документы, сообщающие о том, какие порядки закладывались клубами.
Членом клуба не мог стать любой пришедший человек, а только тот, кто прошёл испытание – своей добровольной работой для хороших дел клуба, а если ты автор, то ты должен был показать своими текстами гражданскую позицию. Участие в конкурсах было почётным, ведь в жюри конкурсов московской и ленинградских школ стояли известные поэты, композиторы. С начинающими авторами работали литераторы и музыканты, которых специально приглашали на заседания клубов.

Между клубами Москвы, Ленинграда, Киева, Минска шла активная переписка – делились успехами, проблемами (кстати, на моей памяти ещё то время, правда, уже в конце 80 – начале 90-х, когда усть-каменогорскому клубу «Зелёная карета» приходили новости из ленинградских КСП «Восток» и «Меридиан»). Появление новых клубов в разных городах воспринималось с заботой соседних районов. Населённому пункту с количеством жителей около 200 тысяч не было смысла организовывать два клуба, так как количество любителей бардовской песни представляло, по оценкам архивистов 80-х годов, не более одного процента. Цифра менялась в сторону увеличения в молодёжных городах, на комсомольских стройках, в населённых пунктах Сибири и Севера. Региональную активность в 70-х годах показали КСП не только Ленинграда, Москвы, Киева, Минска, Таллина, Куйбышева, Казани и Челябинска, а также города Алма-Ата, Ташкент, Усть-Каменогорск, Караганда, Целиноград, Байконур, Свердловск, Томск, Новосибирск, Барнаул, Бийск, Омск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, Усть-Илим, Владивосток и др.
В каждом из этих городов образовывались клубы, велась активная общественная жизнь, для передачи опыта организовывались встречи с авторами Москвы и Ленинграда по системе профсоюзного абонемента.
Московские маёвки с выездом каэспэшников за город, с исполнением песен у костров – стали первыми ласточками фестивалей шестидесятых. Организаторы готовили не просто сбор участников, а продумывали в первую очередь состав жюри конкурса или прослушивания, ведь чем весомее были представители жюри, тем выше становилась планка фестиваля. Значимость же автора определялась общим признанием его песен в кругах КСП, которые переписывались от руки, составлялись в сборники, позже перепечатывались на машинках. Катушечные магнитофоны, которые в то время могли себе позволить немногие – стали первыми звуконосителями бардовских песен.
Тематика бардовских песен была разнообразной, и так уж повелось от первых авторов, что песни делились на две основные группы: глубокие и поверхностные, классические бардовские и романтические.
Сложные по содержанию, глубокие песни предпочитали слушать небольшими группами – чаще на домашних посиделках, а если у костра, то поздно вечером, когда большинство уже устанет от весёлых тем. Эти песни как будто рассказывали о глубинных жизненных процессах, они как будто давали советы – как оставаться Человеком.
Позже, с середины 90-х годов появятся первые диссертации на темы Авторской песни, где будут сделаны попытки вывести эти песни в отдельный жанр, дать определения им, возникнет необходимость уже официально (после первых попыток в 60-х годах) заменить название бардовской на авторскую… В работах действующих в жанре АП авторов, теоретиков, таких как Юрий Андреев, Владимир Ланцберг, Виктор Луферов, Игорь Каримов, Леонид Беленький, Юрий Лорес, Дмитрий Сухарев, Андрей Анпилов, Валерий Чесноков, процессы, происходящие в движении АП, будут расклассифицированы и многим терминам даны определения.
В этих работах будут обобщены и традиции, роль которых в определениях жанра несомненна.


Продолжение следует
Фото автора