Статья о проекте «Остров песни» (Московский комсомолец, 27.11.2012, автор Анна Гончарова, Алматы)
В Алматы прошел фестиваль бардовской песни и поэзии «Остров песни – 10 лет!», на который съехались именитые мастера этих жанров из Москвы и Санкт-Петербурга: Татьяна Визбор, Валентин Вихорев, Владимир Шемшученко, Наталья Приезжева и другие. Помимо грандиозного двухдневного концерта с участием большого количества казахстанских исполнителей, россияне дали мастер-классы, с пристрастием оценивая способности местных бардов и без стеснения делая им критические замечания.
Пока алматинка Ирина Лобода, аккомпанируя себе на гитаре, исполняла песню на стихи своей подруги-поэтессы Татьяны Кушулун, немногочисленные участники мастер-класса, проводившегося Валентином Вихоревым и Натальей Приезжевой, затаив дыхание ловили каждый аккорд и каждое ее слово. Великолепный вокал Лободы проникал прямо в сердце, минуя ум:
Потянусь к тебе рукой,
Стану трогать память
Спокойно, без боли.
А пока себя лечу,
На одном крыле лечу
К новому порогу,
Где счастье, где воля…
Когда она закончила, раздались аплодисменты. Казалось, что Вихорев, просидевший всю песню с задумчивым видом, должен остаться довольным. Однако бард-шестидесятник, не одну собаку съевший на авторской песне, обратился к Ирине с таким вопросом:
– Как ты считаешь, фраза «на одном крыле лечу» – это поэтическая находка или абсурд? На одном крыле никто никогда не полетит. Не кажется ли тебе, что следует более строго подходить к выбору репертуара, чтобы потом не приходилось краснеть перед слушателями? Я понимаю, что стихи написала твоя подруга, но нельзя же закрывать глаза на поэтические нелепости.
Попытавшись оправдаться, Ирина поняла, что спорить бесполезно. А Вихорев продолжил свою мысль, сказав, что главный козырь бардовской песни – ее смысловое содержание. И что остались еще слушатели, которые хотят вникнуть в то, о чем ты поешь. Потом, смягчившись, все же признал, что голос и подача Ирины спасают эту песню, и, в общем-то, слушать ее приятно. А затем попросил спеть что-нибудь свое.
Когда стихли последние аккорды песни «Осень» на стихи Лободы, слушатели из зала признали, что собственные песни удаются Ирине еще лучше. Вихорев же продолжил справедливую критику.
– Про осень уже очень много спето, – заметил он. – Осень – просинь, опавшие листья, тоска – все это мы уже сто раз слышали. Ничего нового. Нужно находить собственную изюминку, вкладывать в стихи личностное восприятие этого времени года. К сожалению, я такого не увидел.
Лобода, державшаяся довольно уверенно перед мэтром, и после этих слов не опустила голову, а улыбнулась и сказала, что примет к сведению все замечания, а затем передала гитару другому алматинскому барду – Фариду Сахабутдинову.
Первая же песня Фарида «выстрелила», попав в сердца слушателей, особенно женские. Музыка, написанная бардом на стихи Леонида Тернова, так гармонично окутала текст, что слушатели попросили ее на бис. Там были такие слова: «…Мы не любовники, мы – влюбленные. Вряд ли за это нас Бог осудит». Не сказав ни слова по поводу этой композиции, Вихорев попросил Сахабутдинова исполнить что-нибудь другое. И песня «Холода» на стихи Неверовича понравилась слушателям значительно меньше. Взяв пример с именитого барда, они начали высказывать свои претензии по поводу содержания песни. Сам же Вихорев отметил однообразие исполнения.
– У тебя нет ощущения, что ты идешь на поводу у своей гитары? – строго заметил он. – Она ведет тебя, ты как бы на вторых ролях. Вещь абсолютно сырая: слова слабые и незапоминающиеся, аккомпанемент – слишком громкий и монотонный. Ты был слишком напряженным на протяжении всего исполнения, значит – это не твоя песня.
– Даже у великих поэтов есть слабые стихи, – поддержала коллегу Наталья Приезжева. – Кроме того, не каждые стихи ложатся на музыку. Просто нужно уметь выбирать правильные тексты. Песня должна проживаться на одном дыхании, а твои проигрыши создают тягостные разрывы, и думаешь: когда же они кончатся? А вот первая песня очень хорошая, и стихи, и музыка великолепны и полны смысла.
По словам Натальи, самые лучшие песни пишутся за пять минут, во всяком случае, у нее происходит именно так. Если со стихами приходится мучиться, то в 90% случаев ничего хорошего не получится. Кстати, юность Приезжевой прошла в Алма-Ате. Именно здесь в 1980 году она впервые стала лауреатом Всесоюзного фестиваля авторской песни.
Вот, оказывается, как непросто быть бардом. Исполнение песенки в три аккорда с простенькими словами вызовет у слушателей лишь стойкое неприятие всего жанрового направления. Поэтому нужно помнить: не всякий, кто считает себя бардом, является таковым в реальности. Однажды кто-то неудачно сравнил барда с человеком в свитере и трико с вытянутыми коленками. Однако ни Окуджава, ни Галич, ни Визбор, ни Высоцкий никогда не позволяли себе появляться на сцене небрежно одетыми.
– Отношение к бардовской песне сильно поменялось, – говорит один из алматинских участников фестиваля, известный казахстанский бард Александр Губерт. – Если раньше это музыкальное направление в целом безоговорочно воспринималось как нечто значительное, то теперь существует четкое разделение на профессиональное исполнение и низкопробный ширпотреб. Настоящий бард понимает, что поэзия – это главное, и если текст пустой, никакая музыка не поможет. Дискредитируют бардовскую песню и неряшливые музыканты. Если на природе многое прощается, то на сцене нужно выглядеть соответственно. Я частенько бываю соорганизатором подобных мероприятий, и случалось, что мы просто не выпускали людей на сцену по причине их внешнего вида.
Фестиваль «Остров песни – 10 лет!» проводился с целью подведения итогов 10-летнего творчества бардов, поэтов и музыкантов, внесших вклад в развитие бардовской песни в Казахстане, и он сорвал аншлаги! Видимо, казахстанцы соскучились по высокой поэзии в душевной песне.