Конечно же, вы узнали Владимира Высоцкого! А сделан снимок первого октября 1970 года в Зыряновске, куда всего на один день приезжал Владимир Семенович. После Усть-Каменогорска организаторы гастролей затащили его и сюда, навер-ное, рассчитывая побольше заработать. И, надо сказать, они преуспели в этом. нещадно эксплуатируя артиста. В тот день семь раз выходил Высоцкий на сцену переполненного зала Дома культуры «Горняк». Первый концерт начался в Ц часов дня, последний закончился к полуночи. Больше ста раз звучали его гитара и голос. Как видите, работал он на износ, как и многие герои его песен. Впрочем, это были не просто концерты, а еще беседа со зрителем: Высоцкий рассказывал о спектаклях Театра на Таганке, о своей работе в кино. Демонстрировались отрывки из фильмов, в которых он играл. И, конечно же, исполнял песни. Самые разные: из военного цикла, спортивного, лирические, шуточные. Первой была песня «На братских могилах» — он всегда с нее начинал.
Сделав несколько аккордов, Высоцкий подняв руку, И вдруг обратился к ребятам, сидевшим с портативными магнитофонами на галерке:
— Гитару не слышно, наверно?
— Записывает нормально! — закричали ему в ответ.
— Порядок! — удовлетворенно отметил Высоцкий.
Сразу установилась какая-то доброжелательная атмосфера. Все внимание было устремлено на сравнительно невысокого, с короткой прической, в светлой водолазке человека. По любительским магнитофонным записям и знали, в основном, Высоцкого: в то время его не допускали на радио и телевидение, не записывали пластинки. А слава, все равно, была всенародная. Виктор Маркович в то время – начинающий фоторепортер, работал в газете вто-рой год. Вышло так, что его «звездный час», когда посчастливилось снимать само-го Высоцкого, пробил в самом начале карьере. Но тогда он об этом но задумывал-ся.
Сделав несколько снимков из зала. Корж в перерыве между концертами прошел к Высоцкому за кулисы. Его сопровождала заведующая отделом культуры. В небольшой комнате, где были какие-то декорации, на разбитом диване сидел, отдыхая, артист. Был он немногословен, сдержан, рядом на столике — какие-то лекарства. Похоже, уже в то время у него пошаливало сердце. На вопросы отвечал кратко, выглядел очень усталым. Виктор отщелкал целую пленку, ухитрившись держать в одной руке лампу, в другой – простенький по нынешним временам фотоаппарат «Киев».Во время съемок Высоцкий улыбнулся: мол, снимают меня часто, а вот фотокарточек никто не высылает. Признаться, при его жизни и Виктор не сделал этого, но впоследствии переслал-таки снимки в театр на Таганке, где они экспонируются в музее В. С. Высоцкого.
Запомнился такой эпизод. К Высоцкому за кулисы заглянули несколько работни-ков Дома культуры. Один из них держал в руке тяжелый портфель, в котором что-то позвякивало. В разговоре гости прозрачно намекнули: расслабиться бы пора, выпьем, Володя! Но Высоцкий, вопреки ожиданиям и глубокому разочарованию некоторых, решительно отказался от «презента». Как известно, он был раним, не терпел фамильярного отношения к себе.
Сразу же после концертов Высоцкого посадили в «Волгу» и повезли обратно в Усть-Каменогорск. Что представляет из себя Зыряновск, Владимир Семенович так и не увидел, а гонорар его составил 25 рублей за концерт.
С тех пор Виктор Маркович Корж стал автором уникальных фотоснимков великого артиста и поэта. Словно какое-то вдохновение нашло на неопытного фотографа в тот день. Спустя время, даже большие специалисты фотодела признали его фотографии отменными. Портрет, где Высоцкий снят с гитарой-неразлучницей у ног, с сигаретой в руках, с сосредоточенным, внимательным взглядом — приобрела всесоюзную известность после публикации в «Известиях». Этот снимок широко известен, поэтому мы отдали предпочтение другой фотографии, которой повезло меньше, но, на наш взгляд, тоже удачной. Высоцкому здесь 32 года, ровно через месяц он женится на Марине Влади, а впереди десять лет творческого горения, испепеляющей неистовой работы, пути к всенародной славе…
Когда в 1988-м году праздновался 50-летний юбилей Высоцкого, то ажиотаж вок-руг его имени достиг пределов: газеты и журналы были наполнены воспоминаниями о нем, предприимчивые люди продавали халтурно переснятые откуда-то портреты. Виктору Марковичу за подлинный негатив Высоцкого предлагали тысячу рублей – деньги по тем временам большие. Но у Коржа рука не поднялась передать в чужие руки бесценный для него кадр. Зато у его многочисленных друзей и знакомых, коллег есть подаренные Виктором превосходные портреты.
Немало их было и у меня, но проходило какое-то время и в наличии не оставалось ни одного. Почему так? Кто бы ни увидел впервые эти замечательные фотографии – непременно попросит подарить, а то и уведет незаметно. Такова притягательная, магическая сила этого незаурядного фотоснимка Виктора Коржа.
А. ТАШКИМБАЕВ. Фото Виктора КОРЖА.
«Рудный Алтай» № 58-59 от 18.05.96