Вы здесь

Центральный Казахстан. Максат Сарсенбеков. Краткий курс истории АП (СП) Астаны и её предшественников

Максат Сарсенбеков

Мы продолжаем публиковать материалы, связанные с историей АП-Казахстана.

Сегодня материал об истории АП в Астане, предоставленный Максатом Сарсенбековым.


Краткая справка:

Сарсенбеков Максат Талгатович. [Казахстан, Астана] (род. 29.05.1961).

Автор, президент КСП "Фламинго" (Целиноград — Астана) с 1987 по 1991.

Организатор фестиваля АП "Астана" с 1999 г. 


Краткий курс истории АП (СП) в городах Акмолинске, Целинограде, Акмоле и Астане
Подполье. Три составляющие. Первый фестиваль

Начиналось все с освоения целины, т.е. одновременно с рок-н-роллом. Будучи совершенно непохожими внешне, авторская песня и рок-н-ролл стали любимыми детьми культуры двадцатого века. Неоспоримые, в отличие от почтенного джаза, доступность и народность этих двух направлений позволили им захватить необходимое количество умов и сердец. Наивная часть первоцелинников, не заточенная рубить деньгу, пела под гитару и, по мере созревания специфических потребностей, начинала так же и писать песни.
Наиболее заметными в Целинограде героями жанра были: Виктор Мильто, писавший, большею частью, песни на чужие стихи (В том числе и на стихи местных поэтов, в результате чего рождались полностью локальные произведения, широко исполнявшиеся на местном молодежном радио ); Надежда Турчак, фантастически исполнявшая песни Окуджавы, Галича и других авторов; третьим столпом жанра в нашем городе был Лазарь Гершевич Шафер, который замкнул самую устойчивую фигуру в человеческих отношениях - треугольник. Автор, исполнитель и коллекционер-критик. К сожалению, все трое уехали из нашего города: В. Мильто в Россию, Н. Турчак  в Германию а Л. Шафер в Израиль. Все трое заслуживают отдельного рассказа, что и будет сделано позднее.

Основными переносчиками жанра были выпускники московских, ленинградских, новосибирских, свердловских, томских и других ВУЗов, приезжавшие по распределению и сеявшие разумное, доброе и вечное (далее РДВ) на местную целинную почву. Студенты и туристы широко использовали полученные, через кассеты и воздушно-капельным путем, песни в своих куртуазных и культурных отправлениях. Звездами 70-х были Булат Ахметов из медицинского института, Владимир Поливанов и Константин Миляев из пединститута. В этом же институте, в это же время оттачивал свою авторскую технику Юрий Насыбуллин. В 1979 году не организованные, но достаточно потенциальные силы провели фестиваль авторской и туристической песни во Дворце Молодежи.
Главным гостем был карагандинский автор и исполнитель Виктор Баранов. Он с полным правом может быть назван патриархом казахстанской авторской песни. Многие КСП в Казахстане (и не только в Казахстане) образовались с его легкой руки и с его поддержкой.
 
Фестиваль стал последней составляющей в сумме множества факторов, обусловивших рождение в Целинограде КСП. Вначале было слово. Выбрать это слово было трудно, и после долгих споров остановились на «Фламинго». Предложивший его Константин Миляев, смог убедить остальных в том, что это имя не может быть скомпрометировано употреблением для именования кафе. Кафе с названием «Фламинго», кстати, после этого пережило несколько переименований и стало на данный момент «Скрипкой Паганини». Поэтому самым известным «Фламинго» в нашем городе был КСП.

У истока или у излета клуба стояли: целиноградский обком комсомола; Дворец Молодежи, в лице директора В. Н. Редкокашина, и сейчас остающегося Верной Рукой Другом Индейцев, главного бухгалтера Дворца Молодежи Л. Д. Шафира, имеющего такой же статус, а также художественного руководителя Олега Белянкина и работницей отдела культурно -массовой работы Ирины Жеребятьевой, ставшей впоследствии членом КСП.

Была еще группа товарищей, собственно клуб: Валерий Вейс, первый президент клуба; К. Миляев, президент клуба туристов-водников «Садко», автор множества туристических песен; Ирина Иванова; Эдуард Бобров; Борис Кац; Александр Либман; Виктор Мамин; Владимир Зыкин; братья Дегтяри Михаил и Андрей;
Основными кадровыми источниками были  пединститут, клуб «Садко» проектный институт, в котором работал Вейс и уже названные распределенцы, прошедшие «посвящения» в крупных центрах АП. Большое влияние музфаковцев пединститута сказалось на «качестве звука». Благодаря высокому уровню понимания и интерпретации АП (качество для хорошего музыканта редкое - обычно хорошему музыканту совершенно безразличен текст) Людмилой Нидзельской и Александром Яковлевым, а позже Людмилой Мороговой, Татьяной Черноус и др., была довольно высоко поднята планка исполнительского мастерства, что не замедлило сказаться. В течение первого года нормой стали свободное, не репетированное многоголосье и качественный аккомпанемент. Во дворце Молодежи клуб получил помещение - кабинет № 306 и день - понедельник. День оказался счастливым. Потом было много всякого и не менее интересного, но об этом в другой раз.
Автор, недостаточно уверенный в своей и привлеченной памяти, просит при обнаружении неточностей тактично указать на них. За что заранее спасибо.
 
Ниже - в продолжении этого материала представлен список членов  клуба "Фламинго", состоявших в нём в разные годы.

Абильдинов Серик - в клубе с 1983 по 1987 г. пришел студентом пединститута. Работая преподавателем, привел в клуб многих своих учеников из школ №5 и 25. Пел в дуэте с А. Пуделем. В основном песни Ивасей. После отъезда из города принимал участие в фестивалях в Крыму и Алматы. Хорошая гитарная техника с большим влиянием джаза. Сейчас живет в Алматы.

Айтбагинов Тагир - в клубе с 1982 г. автор эмблемы клуба, исполнитель, аккомпаниатор и участник многих ансамблей клуба. В годы существования клуба без помещения, предоставлял свою мастерскую для сборов. В периоды клубной устроенности, его мастерские были клубом в клубе. Тагира вместе с Г. Шафер можно назвать «Хранителями огня». Коллеги Тагира и те, кто приходил послушать, были стабильной аудиторией и группой поддержки. Поэтическая группировка «Мамины дети», например. Тагир ремонтирует и изготавливает гитары. На его гитарах играют Г. Корнилова, А. Яковлев и лауреат «Астаны-2001» Мереке Искаков (Красноярск). Тагир активно участвует в работе КСП «Мицар», при дворце творчества школьников, обучает игре на гитаре.

Артуров Олег - пришел в клуб в 1995 г. воевал в Афганистане, пишет песни для своей рок-группы «Андромеда», строит модели кораблей. Яркий пример «пограничника», надолго пришедшего в клуб.

Бадриев Рашид

Баранова Анжела

Бобров Эдуард

Брюгеман «Летучий Голландец» Борис - в клубе с 1983 по 1990 г. директор школы из омской области, преподаватель географии, турист. Исполнитель соответствующего репертуара. Сейчас живет в Санкт-Петербурге, более соответствующем его фамилии.

Бурангулов Шамиль - в клубе с 1983 по 1987 г.пришел студентом пединститута. Не будучи студентом музфака был солистом-демонстратором в духовом оркестре музфака (а это не ерунда!) мультиинструменталист (гитара, банджо, флейта, труба, губная гармошка и др.) пел в дуэте с О. Хрестьяновской. Писал музыку на ее стихи. Играл в кантри группе «CLUB» с Ю. Визитиу и М. Сарсенбековым. Автор нескольких композиций и музыки к некоторым песням.

Герой «Борзовки-84». Фотограф клуба.

Вейс Валерий - в клубе с 1982 по 1988 г. Первый Президент клуба. Клубу повезло с Валерой. Профессиональный главный инженер (иногда зам. директора) по жизни, Валера смог выбрать единственно правильный, для того непростого времени, путь развития клуба, позволивший объединить такой штучный товар как «фламинговцы». Дисциплина, высокая требовательность к качеству исполнения и теплое, дружеское отношение к каждому - очень просто. Однако повторить не удалось никому. До клуба и первое время пел в разных дуэтах и других образованиях. Хороший дуэт был с В. Зыкиным. Писал песни.

Визитиу Юрий - в клубе с 1982 по1985 г. лучший музыкант города, имевший в активе только музыкальную школу. Учитель иностранных языков. Послушав его игру на скрипке или пианино, преподаватели-музыканты с консерваторской подготовкой предполагали, что Юра играет на скрипке по нескольку часов ежедневно. Играл на скрипке в кантри группе «CLUB». Играл и пел в дуэте с М. Сарсенбековым. Сейчас живет в Екатеринбурге. Юриной скрипке было более ста лет еще при первом его появлении в клубе.

Галимова Зина

Гаттаулина (Пентерман) Зульфия

Галиуллина Диляра – сестры

Горбачева Елена

Гордиенко Борис Семенович - старейший член клуба. Преподаватель института

Замечательный исполнитель Галича и Окуджавы. Пишет песни на свои и чужие стихи.

Грязнова Тамара

Дикова Елена

Дегтярева Светлана

Дегтярь Михаил

Дегтярь Андрей – братья Дегтяри стояли у истоков и были готовым дуэтом до рождения «Фламинго». Поддерживали связь с ташкентским клубом «Апрель», получая оттуда «свежий» материал.

Дмитриев Андрей

Дружинин Юрий

Дудников Алексей – в клубе с 1988 г. в 2000 уехал в Россию. Наиболее ярко проявился в трио «Вариации». (Г. Шафер, И. Урсалова и А. Дудников) хорошо играл и пел, выбирал технически сложный репертуар С. Никитина, М. Щербакова.

Жеребятьева Ирина – осенью 1982 г. была методистом Дворца Молодежи по культурно-массовой работе. Курировала клуб, потом, через годик постепенно ассимилировала.

Зыкин Владимир

Иванкив Юрий

Иванова Ирина

Ильчук Дмитрий

Кац Борис

Колыбаев Булат

Кудряшов Евгений

Либман Александр

Лисицкая Ольга

Лобова (Сарсенбекова) Наталья

Логвиненко Илья

Люфт Игорь

Максимов Андрей

Максимова (Перминова) Ольга

Мамин Виктор

Морогова Людмила

Морогова (Логвиненко) Елена

Насыбуллин Юрий

Нидзельская (Зыкина) Людмила

Педер Валерий

Пелюшенко Алексей

Пелюшенко Галина

Перминов Дмитрий

Перминов «Шпон» Павел

Поплавская Галина

Пудель Александр

Сарсенбеков Максат

Серова «Тошиба» Светлана

Скрыльникова Надежда

Тарнавская Лилия

Тихонов Игорь

Томашов Сергей

Тулинова Наталья

Урсалова Инна

Хрестьяновская Ольга

Чумак Елена

Шафер Гита

Шевченко Тамара

Ширяев Андрей - в клубе с 1983 по 1986 г. первый автор, выросший из клуба, и покинувший его по причине осознания своей «самости». Сейчас живет в Эквадоре – компьютерный бизнес, пишет стихи и книги.

Черноус Татьяна

Яковлев Александр

Регион: 
Центральный Казахстан