Вы здесь

Контекст жизни поэта Александра Матвеева. Автор: Вета Ножкина

40 дней, как не стало с нами Александра Ивановича Матвеева - казахстанского поэта, хорошего человека.

Кто-то скажет: - Поэт – он тот же человек.
А кто-то добавит: - Ну, разве что, он чудаковатее обычного прохожего.
И кто-то возразит: - А кто знает, может быть, каждый человек носит в себе частичку поэзии?
Но будет ещё тот, кто просто промолчит о чём-то своём…
Александр Матвеев вынес из алтайского детства неторопливый внимательный взгляд на всё, что его окружало: на «грусть ковыля», «покрывало тумана», «щетину жнивья», «восходом вспугнутые росы», «стайки берёз».
Он щедро наполнял обыденную жизнь прохожего красками своих стихов-картин – не только штрихами и набросками, а вовлекая в действие, показывая, как «льётся, брызжет, звенит и искрится» живая вода его слов. Он поит своим словом, как родниковою водой.
Поэт не только рисует – изображая, он, как инженер-киномеханик по профессии, ищет равновесие между людьми , поэзией и жизнью, наблюдая из объектива видеокамеры за плавными её перетеканиями от земли к небу, от восхода к закату, в поисках линии, объединяющей всё и вся.
Не эту ли гармонию искали Фет, Тютчев - в отсутствии бунтарства, в беспредельном проникновении добра, в связующей нити, исходящей из клубка сердца?

Но в минувшем своём я – как все –
Ничего-то не переиначу.
И навзрыд, как ребёнок заплачу,
Припадая к песчаной косе.
(«Я вернусь»)

Насыщенность литературными тропами поэзии Александра Матвеева – раздолье для литературоведов. Метафоры, олицетворения, ассонансы и аллитерации, обогощая образ, дают его объёмность до погружения в собственные ассоциации: «и седые, как лунь, на пригорках грустят ковыли», «в полудрёме осинкам бормочут про жизнь тополя», «отхлестали наотмашь дожди», «дружно взлают в лесу топоры, эти звуки, как реквием лету», «улиц кровоток», «сгрудились в отару трактора», «в осеннем пламени горя, рябина на пригорке рдеет» и др.
Стихотворения Александра Мтвеева – будто дневниковые записи, темами погружают читателя на полувековую глубину. И этот колодец времени наполнен водами алтайских вод – речки Чарыш, Солоновки, Паразихи, Лебяжьего озера, и озера Карась, и – лучами света настоящего времени, в которых отражается прошлое не одного человека, а целого поколения.

Поэт обеспокоен в своих поисках – на том ли он пути:
От деревни – прах,
Но горит в мирах
Звёздный свет.
И моя звезда
Там горит всегда?!
Всё ли – ерунда?
Может, - нет.
(«Речитатив»)

И этими вопросами он тревожит думы каждого человека, размышляющего над своим предназначением, своим следом на земле, будто опасаясь за деяния человеческие:
И снова лето. Светел день.
От зноя разомлели лозы.
Спешил я к ней: «Как ты, берёза?»
…Чернел на этом месте пень.
(«Баллада о берёзе»)

И – сопереживая вместе с односельчанами:
А немец, вскинув (в кадре) автомат,
Как будто клумбу – изверг - поливает…
Схватился парень – рана пулевая…
И навзничь рухнул… Мы не помогли.
Мы соучастники!...
(«Кино 50-х»)

А.Матвеев – знаток народных примет, и оставляет их значение для нашей памяти:
Если вдруг на юг потянут журавли,
Значит, вызрела калина, значит это –
Переспел овёс – вали его, вали!
(«Приметы осени»)

….в года лихолетий всегда
Незавидный сорняк, что растёт на задах, по канавам,
Урожайно цветёт, если к людям приходит беда.
(«Лебеда»)

И это ещё не весь контекст жизни поэта Александра Матвеева, главное качество поэзии которого – любовь к людям. Он часто называет имена своих односельчан и радуется за каждого, не поучая, не докучая, не наставляя, а по-дружески расстилая перед человеком чистую дорогу поэтических эпизодов, подмеченных внимательным взглядом. И каждому названному имени, будто отдаёт поклон.
Поклон и тебе, Александр Иванович, за чистые помыслы твои, за добрый взгляд и трепетное отношение к каждому человеку.

1 декабря 2013 года

Категория: 

Последние новости